Информационные партнеры
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
KMindex
LiveInternet
Рейтинг RIN.RU
HotLog
SpyLOG
Каталог сайтов
Каталог сайтов
Каталог сайтов
Каталог сайтов
TOPCAT.RU Каталог ресурсов
Герб НСКСФ НЕЗАВИСИМАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ
СПОРТИВНОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ
НЕЗАВИСИМАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ
СПОРТИВНОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ
Флаг НСКСФ

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ СИЛЬНОДЕЙСТУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Уголовный Кодекс Российской Федерации

Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта

     1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки -

     наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

     2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, -

     наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

     3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, -

     наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

     4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда, -

     наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.





Комментарии С.В.Полубинской:

     1. Комментируемые преступления посягают на установленный порядок законного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ и здоровье населения, причинение вреда которому возможно при нарушении такого порядка.

     2. Предметом преступлений, предусмотренных в комментируемой статье, являются сильнодействующие и ядовитые вещества. Как и в случае с наркотическими средствами и психотропными веществами, их определение является правовым, т.е. таковыми веществами в смысле настоящей статьи являются вещества, входящие в соответствующие Списки, издаваемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздравмедпроме РФ. Списки формируются на основании части перечня Списка 4 Конвенции о психотропных веществах 1971г. и Таблиц 1 и 2 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г. Кроме того, в них включаются вещества, по которым в Постоянный комитет по контролю наркотиков поступают убедительные и доказуемые данные от правоохранительных органов и органов здравоохранения, говорящие о фактах злоупотребления определенными веществами. В них также учтены Списки А и Б, издаваемые Фармакологическим и Фармакопейным комитетами Минздравмедпрома РФ, и особенности фармакологического действия соответствующих веществ и лекарственных средств.

     На практике при решении вопроса об отнесении конкретных веществ к сильнодействующим или ядовитым иногда возникают трудности, связанные как раз именно с наличием Списков А и Б, издаваемых Фармакологическим и Фармакопейным комитетами. Надо иметь в виду, что эти Списки имеют сугубо профессиональные цели в области лекарственных средств. В них перечислены только лекарственные средства для определения порядка их хранения, выписки, контроля и применения. Поскольку Списки А и Б включают в себя только разрешенные лекарственные средства, то по мере их исключения из Государственного реестра лекарственных средств они автоматически исключаются из очередного издания Списков А и Б.

     Списки же сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков, включают в себя не только лекарственные, но и другие вещества, не разрешенные в качестве таковых. При очередном пересмотре в этих списках сохраняются вещества, ранее разрешенные как лекарственные средства и включенные в Государственный реестр лекарственных средств, несмотря на исключение из последнего, что очень важно с точки зрения возможностей злоупотреблений и иных противоправных действий с сильнодействующими и ядовитыми веществами.

     Таким образом, Списки сильнодействующих и ядовитых веществ охватывают такие вещества синтетического и природного происхождения, в том числе и используемые в качестве лекарственных средств. К сильнодействующим веществам относятся также препараты (смесь одного или нескольких таких веществ в любой форме и с иными добавками, в том числе лекарственные формы), если конкретный состав данного препарата указан в соответствующем списке (например, лекарственные формы аминазина в разных дозировках).

     В Списках сильнодействующих и ядовитых веществ приводятся также используемые синонимы названия конкретных веществ.

     Всего таких списка три: Список No.1 сильнодействующих веществ, Список No.2 ядовитых веществ и Список No.3 специального контроля веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г. Надо отметить, что ряд веществ из Таблиц 1 и 2 Конвенции ООН 1988г. включены одновременно в списки сильнодействующих и ядовитых веществ, исходя из их химических и фармакологических особенностей и практики экспертиз.

     3. Во всех случаях, когда возникает вопрос, можно ли конкретное вещество отнести к сильнодействующим или ядовитым (в связи с тем, что данное вещество отсутствует в соответствующих Списках, действующих на данный момент), вопрос может решаться экспертным путем, в том числе путем получения заключения Президиума Постоянного комитета по контролю наркотиков. По мере накопления соответствующей информации по веществам, пока не входящим в издаваемые Постоянным комитетом Списки, в них в установленном порядке будут вноситься дополнения.

     4. В предмет комментируемых преступлений, кроме самих веществ, входит оборудование для их изготовления или переработки. Здесь имеется в виду оборудование, используемое в промышленности для указанных целей.

     5. В ч.1 комментируемой статьи установлена ответственность за следующие незаконные действия с сильнодействующими или ядовитыми веществами:

     1) изготовление с целью сбыта;
     2) переработка с целью сбыта;
     3) приобретение с той же целью;
     4) хранение с целью сбыта;
     5) перевозка, а также
     6) пересылка в целях сбыта;
     7) сбыт таких веществ.

     При описании предмета преступления здесь использована оговорка, что данные вещества не являются наркотическими средствами или психотропными веществами. По сути это лишнее добавление, поскольку понятия наркотические средства, психотропные вещества, а также сильнодействующие и ядовитые вещества являются правовыми, формально-юридическими, что означает их нахождение в соответствующих списках.

     6. Под изготовлением сильнодействующих или ядовитых веществ следует понимать любые действия, в результате которых они будут выработаны из природного или синтетического сырья.

     Под переработкой следует понимать любые действия, в результате которых из конкретных сильнодействующих или ядовитых веществ получаются новые, например очищенные от посторонних примесей, смешанные в определенных пропорциях для усиления одурманивающего либо отравляющего действия.

     И при изготовлении, и при переработке в результате получаются сильнодействующие либо ядовитые вещества, готовые к применению.

     Приобретение — это получение сильнодействующих или ядовитых веществ любым способом, например их покупка, получение в обмен на другие товары, в счет уплаты долга, в дар и т.п.

     Хранением являются любые действия, связанные с нахождением сильнодействующих или ядовитых веществ во владении виновного (при себе, в помещении, в тайнике и т.п.).

     Под перевозкой следует понимать любые действия по перемещению сильнодействующих или ядовитых веществ независимо от способа транспортировки и места хранения. Незаконное перемещение таких веществ через государственную границу РФ подлежит дополнительной квалификации по ч.2 ст.188 Уголовного Кодекса (контрабанда).

     Пересылка — это такое незаконное перемещение сильнодействующих или ядовитых веществ, когда их транспортировка осуществляется без участия отправителя, например в виде почтовых или багажных отправлений.

     Все эти действия должны быть совершены с целью сбыта. Однако и сам незаконный сбыт таких веществ составляет состав преступления. Незаконный сбыт — это любые способы распространения сильнодействующих или ядовитых веществ — продажа, дарение, дача взаймы, уплата долга и т.п. Об умысле на сбыт могут свидетельствовать обстоятельства конкретного дела, например значительный объем сильнодействующих или ядовитых веществ, наличие договоренностей с другими лицами, обещаний приобретения и т.п.

     7. Незаконными следует считать все вышеназванные действия, если они совершены в нарушение правил, установленных для оборота сильнодействующих и ядовитых веществ, без получения необходимых разрешений на деятельность с такими веществами. Такие правила содержатся в нормативных правовых актах министерств и ведомств, а также в постановлениях Правительства РФ.

     Так, по установленным Минздравмедпромом РФ правилам лекарственные средства, отнесенные к сильнодействующим веществам, должны выписываться на обычных рецептурных бланках за подписью врача и заверяться круглой печатью лечебного учреждения. Такие рецепты дают право на приобретение в аптечных учреждениях соответствующих средств.

     В соответствии с Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, основанием для названных действий является лицензия, выдаваемая Министерством внешних экономических связей РФ по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством РФ с учетом международных обязательств нашей страны. Основаниями же для выдачи лицензии являются сертификат (свидетельство) на право ввоза и вывоза, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков, и соответствующее разрешение Минздравмедпрома РФ (для сильнодействующих веществ) или Минприроды РФ (для ядовитых веществ). В сертификатах, выдаваемых Постоянным комитетом, обязательно указываются импортер и экспортер, а также для каких целей производится экспортная (импортная) операция. Таким образом, для установления незаконного характера тех или иных действий с сильнодействующими и ядовитыми веществами следует прибегать к соответствующим нормативным правовым актам, содержащим порядок обращения с указанными веществами.

     8. Действия, предусмотренные ч.1 комментируемой статьи, окончены с момента их совершения: приобретение — с момента поступления сильнодействующего или ядовитого вещества во владение виновного, изготовление и переработка — с момента получения готового к использованию соответствующего вещества, сбыт — с момента передачи вещества хотя бы одному лицу. Сбытом также будет использование сильнодействующих или ядовитых веществ с целью привести другое лицо в беспомощное состояние. Если при этом наступает смерть потерпевшего либо причиняется вред его здоровью, то содеянное подлежит дополнительной квалификации по статьям настоящего УК, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья.

     9. В ч.4 установлена ответственность за нарушение правил производства, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ при условии их хищения либо причинения иного существенного вреда. Под причинением иного существенного вреда следует понимать утечку таких веществ, приведшую к загрязнению окружающей природной среды, угрозе здоровью населения, отравлениям людей и т.п.

     Для наступления ответственности по ч.4 комментируемой статьи необходимо установить причинную связь между нарушением соответствующих правил и происшедшим хищением сильнодействующих или ядовитых веществ либо причинением иного существенного вреда. Кроме того, должно быть точно установлено, какое конкретное требование и каких конкретно правил (кем приняты, когда и т.п.) было нарушено виновным.

     10. С субъективной стороны преступления, предусмотренные частями 1-3 комментируемой статьи, совершаются с прямым умыслом: виновный осознает, что совершает незаконные действия с сильнодействующими или ядовитыми веществами, и желает этого. Поскольку квалифицировать по настоящей статье можно лишь незаконные действия, совершенные с целью сбыта, то такая цель должна быть установлена. Преступление же, предусмотренное в ч.4 комментируемой статьи, может быть совершено как с прямым, так и косвенным умыслом. Нарушение правил, совершенное по неосторожности, не является уголовно наказуемым.

     11. Субъектом преступлений, предусмотренных частями 1-3 настоящей статьи, может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. За нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения и иных действий с сильнодействующими или ядовитыми веществами уголовную ответственность несут как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать указанные правила.

НСКСФ России
© Независимая служба Российской Федерации по контролю за оборотом спортивной фармацевтики, 2006
Использование материалов в любых целях свободное. Ссылка на НСКСФ при перепечатке обязательна.

Если у Вас имеется какая-либо информация о фактах нелегального оборота или сбыта
спортивной фармацевтики, Вы можете сообщить её по электронной почте:
NSKSF@MAIL.RU
Анонимность информаторов гарантируется.
 

Hosted by uCoz